1С-Отчетность для пользователей 1С:Предприятия. Для пользователей ИТС - бесплатно

Управленческий учет

В настоящее время, большинство владельцев и руководителей предприятий, так или иначе, знакомо с понятием «управленческий учет», при этом, понимание круга задач, которые призван решать управленческий учет, сильно отличается.

Взаимосвязь между различными видами учета: бухгалтерским, финансовым, налоговым и т. д. также не всегда очевидна.

В данной статье мы рассмотрим основные понятия, связанные с управленческим учетом, его взаимосвязь с другими видами учета и способы ведения управленческого учета на предприятии.

Основной целью ведения управленческого учета является предоставление руководителям и сотрудникам компании информации, необходимой для принятия управленческих решений на всех этапах и уровнях управления предприятием

Состав информации определяется теми целями, которые владельцы и руководители ставят перед компанией:

  • Увеличение прибыли
  • Рост стоимости компании (капитализация)
  • Захват определенной доли рынка
  • Точность исполнения бюджета (контроль расходования средств)
  • Другие варианты целей

Степень детализации этой информации зависит от специфики конкретного вида бизнеса, модели управления компанией, «ной-хау» в сфере технологий и управления.

В самом общем виде можно сказать, что для эффективного управления компанией, управленческий учет должен включать в себя набор финансовых и количественных показателей на каждом участке деятельности и характеризовать все бизнес-процессы, протекающие в компании (от входящего звонка до выплаты дивидендов).

В этом случае, у руководителей появляется возможность анализировать и управлять любыми процессами и достигать максимальной производительности труда и, соответственно, прибыли.

Примеры показателей, которые могут анализироваться при помощи систем управленческого учета:

  1. Количество входящих звонков в разрезе источников появления клиентов (рекламных кампаний)
  2. Количество заказов на товары или услуги в день, месяц, квартал, год в разрезе источников появления заказов
  3. Средняя стоимость заказа с детализацией по группам выпускаемой продукции
  4. Среднее время выполнения заказа
  5. Оборачиваемость товаров
  6. АВС и XYZ анализы
  7. Средняя оценка клиентами качества услуг компании в целом и по каждому менеджеру по работе с клиентами
  8. Точка безубыточности выпуска продукции или оказания услуг
  9. Себестоимость товаров и услуг
  10. Процент возврата товаров в разрезе причин возвратов
  11. Доля рынка у компании
  12. Рентабельность различных направлений деятельности компании
  13. Производительность труда в подразделениях
  14. Эффективность работы менеджеров
  15. Рост квалификации сотрудников

С помощью данных управленческого учета руководители компании имеют возможность взвешенно принимать решения об управлении компанией и адекватно оценивать перспективы развития.

Примеры решений, для которых будут полезны данные управленческого учета:

  1. Выбор рекламной стратегии – на основании данных об эффективности рекламных кампаний
  2. Объем предстоящих закупок товаров – на основании данных о продажах, сезонных колебаниях, остатках на складах, количестве невыполненных заказов из-за отсутствия продукции
  3. Привлечение кредитов – на основании данных о рентабельности направлений
  4. Наем дополнительных менеджеров – на основании времени реагирования на заказ клиента, количества жалоб, сравнения среднего чека у менеджеров, количества покупок в магазине в зависимости от количества менеджеров в торговом зале.

Пользователями систем управленческого учета являются владельцы, руководители и сотрудники компании. Данные управленческого учета являются коммерческой тайной предприятия и никак не регламентируются государственными органами.

Методология ведения управленческого учета также является выбором владельцев и руководителей предприятия и никак не регламентируется государственными органами. Компания сама определяет методики расчета необходимых ей показателей исходя из специфики своего бизнеса, ситуации на рынке и т.д

Например, расчет себестоимости выпускаемых товаров или оказываемых услуг, жестко регламентированный в бухгалтерском учете, в управленческом учете может быть рассчитан по совершенно другим принципам – как более сложным, так и более простым, в частности, с другим принципом отнесения на себестоимость постоянных или переменных затрат.

Классификация информации в системах управленческого учета

Информацию, присутствующую в системе управленческого учета, можно разделить на несколько блоков:

Оперативный учет – включает в себя информацию, которая востребована в компании ежедневно, постоянно. Основными пользователями этой информации являются рядовые сотрудники и менеджеры среднего звена.

Примеры:

  • Перечни товаров, серийных номеров, клиентов, юр. лиц, договоров, сотрудников, статей расходов и т. д
  • Заказы, накладные, договора, акты
  • Производственные карты, состав изделий
  • Касса, банк
  • Задания, сообщения, переговоры, графики работ
  • Учет рабочего времени, начисления зарплат
  • Отчеты: остатки и резервы по складам, себестоимость производства, взаиморасчеты с клиентами, остатки и движения по банку, кассе и т.д.
  • …….

Аналитическая отчетность – используется, как правило, топ-менеджерами и руководителями компании для укрупненного анализа ситуации в компании и принятия управленческих решений.

Примеры:

  • Оборачиваемость товаров, доходность в разрезе групп товаров, XYZ - анализ
  • Анализ дебиторской задолженности, ABC – анализ
  • Рентабельность видов деятельности, групп товаров, производительность труда
  • Исполнение бюджетов, анализ расходов
  • …..

Итоговая отчетность (квартальная, годовая) – используется топ-менеджарами, руководителями и  акционерам компании для анализа деятельности предприятия в целом и принятия стратегических решений о развитии компании, способе управления компанией и т.д..

Примеры:

  • Отчет о доходах и расходах компании
  • Управленческий баланс
  • …..

Кроме классификации, описанной выше, системы управленческого учета принято разделять на контуры (подсистемы):

  • Бюджетирование и планирование
  • Учет взаимоотношений с клиентами (CRM)
  • Складской учет
  • Производство
  • Учет взаимоотношений с сотрудниками и начисление зарплаты
  • …..

Важно отметить, что любая классификация и разделение информации по различным принципам в системе управленческого учета, носит условный характер и призвано облегчить удобство восприятия информации.

Если вы хотите получить консультацию по ведению учета - позвоните или напишите нам:

+7 (499) 703-33-33 (многоканальный)

info@alterlogo.ru

Готовые решения

Торговля:
опт и розница
Производство
Тренинговая компания
Кадровое агентство
1С:Предприятие через Интернет
Капитальное строительство

Вакансии

Руководитель проектов

Создание сложных индивидуальных решений

Доход 80 - 150 тыс. рублей

Консультант-программист

Интересная, сложная работа
Свободный график

Доход 50 - 110 тыс. рублей


+7 (499) 703-33-33
               многоканальный
Точная диагностика —
оптимальное решение